ВЬЕТНАМ. 1945-1975 гг.
Страница 21

Потери авиации США от всех средств ПВО противника, вместе взятых, составили всего двадцать шесть самолетов (включая пятнадцать В-52). Принимая во внимание погодные условия (выдалось всего двадцать часов хорошей погоды), характер операции и плотность населения в районах вокруг военных объектов, жертвы среди гражданского населения были поразительно незначительными. По заявлению Ханоя, 1318 гражданских лиц погибло и 1261 человек было ранено" .

Иную итоговую картину рисуют советско-вьетнамские источники. Прежде всего отметим, что подготовка американцев к операции не осталась не замеченной советской и вьетнамской разведками. Еще до начала "Лайнбеккер-2" командованием ВНА был проведен ряд мероприятий, направленных на уточнение группировок войск противника, усовершенствование инженерного оборудования собственных позиций, улучшение их маскировки и т. д. Заметную роль в этой работе сыграл старший группы СВС при командующем ПВО и ВВС ВНА полковник К.С. Бабенко (впоследствии генерал-лейтенант). К началу операции зенитные ракетные войска ПВО и ВВС Вьетнамской народной армии имели в своем составе 36 зенитно-ракетных дивизионов, вооруженных зенитными ракетными комплексами СА-75М "Двина", трехкабинного варианта с ракетами В-750М и станцией разведки и целеуказания (СРЦ) П-12, а также 9 технических дивизионов. Организационно они были сведены в 9 зенитных ракетных полков, объединенных в 4 дивизии ПВО. Это составляло три группировки: Ханойскую, Хайфонскую и 4-й военной зоны.

Их основные усилия были сосредоточены на прикрытии столицы ДРВ г. Ханоя, расположенных в этом районе аэродромов Ной-бай, Зеалам, Кеп, железнодорожных узлов Донг-Аль и Иен-Вьен, порта и промышленного района г. Хайфона, а также переправ, дорожных коммуникаций, узлов дорог и сосредоточений войск в провинциях 4-й военной зоны (Тхань-Хоа и Нге-Ань) .

Успех ПВО и ВВС ВНА в отражении американских массированных авиационных налетов превзошел все предварительные расчеты. За 12 дней боев был уничтожен 81 самолет противника, в том числе 34 стратегических бомбардировщика В-52 и три F-111. Зенитные ракетные войска уничтожили 54 самолета, из них 31 В-52; зенитная артиллерия – 20 самолетов (3 F-111 и 1 В-52); истребительная авиация записала на свой счет 7 вражеских машин, в том числе два В-52.

Собственные боевые потери ВНА были незначительными. За период проведения операции ВВС США нанесли 10 ударов по позициям зенитно-ракетных дивизионов, из них 4 – без потери боеготовности, один удар (ПРС "Шрайк") – полная потеря боеготовности (были повреждены и не подлежали восстановлению приемоантенная кабина (ПА), пять дизель-электрических станций (ДЭС-75), девять пусковых установок, пятнадцать ракет и один тягач АТС-59 ). Причем вывод из строя этого дивизиона противорадиолокационным снарядом "Шрайк" произошел в результате грубого нарушения работы станции наведения ракет (СНР): боевой расчет станции в течение 80 секунд проводил поиск и обнаружение целей в активном режиме работы с поднятым высоким напряжением . Остальные дивизионы получили незначительные повреждения (в трех дивизионах оказались поврежденными кабели) и были восстановлены за 12- 15 суток. Таким образом, на один выведенный из строя дивизион пришлось 9 уничтоженных самолетов США. Истребительная авиация ВНА, совершив 31 самолето-вылет (из них 10 – ночью) и проведя 10 воздушных боев, потеряла всего 3 машины .

Особую роль в ходе отражения воздушных налетов ВВС США сыграли радиотехнические войска. Благодаря их усилиям войска ПВО и население страны имели довольно полную информацию о воздушной обстановке. За это время в условиях сильных помех были обнаружены и проведены 2875 воздушных целей, то есть примерно 239 самолетов в сутки. В ходе боевых действий эти подразделения потеряли всего одну радиолокационную установку.

Большую работу на всех этапах войны проводили и группы советских специалистов-"ремонтников", направленных во Вьетнам для оказания помощи в ремонте и модернизации в полевых условиях боевой техники. Среди них был и инженер-капитан Ю. Горохов . Вместе с другими офицерами, прибывшими в Ханой 24 апреля 1967 г., он был включен в группу специалистов РТВ (начальник – полковник А.А. Куликов) по ремонту РЛС. В обязанности советских военных инженеров (разбитых по звеньям, по три человека) входило: ремонт техники на позициях (в любой обстановке), оценка технического состояния, настройка боевой техники, устранение повреждений и определение объема необходимого ремонта РЛС.

Одновременно с "ремонтниками" на территории ДРВ (на основании Советско-вьетнамскою правительственного соглашения от 1964 года) с 1965 по 1974 г. действовала группа специалистов оборонных отраслей отечественной промышленности (Минавиапрома, Миноборонпрома, Минмаша, Минрадиопрома и др.). В состав группы входили также военные специалисты из Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина г. Монино и НИИ Минобороны. Группа комплектовалась специалистами высшей категории но авиационной технике, вооружению, боеприпасам и т. д., являвшимися офицерами запаса. Оформление их командировки и отправка во Вьетнам производилась 10-м ГУ ГШ (Главное управление Международного военного сотрудничества), а руководство в практической работе осуществлялось ГРУ ГШ. Общее руководство группой и решение различных вопросов административно-дипломатического характера осуществлялись военным атташе при посольстве СССР в ДРВ и его аппаратом. В разные годы должность военного, военно-воздушного и военно-морского атташе при посольстве СССР в ДРВ занимали: генерал-майор авиации, Герой Советского Союза А.И. Лебедев (1965-1968 гг.), генерал-майор авиации С.В. Капалкин (1968-1972 гг.) и полковник Е.А. Легостаев (1972-1975 гг.).

Страницы: 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Другое по теме

Иллюстрации
Канонерки ГВИУ на Волге. 1919 г. Сверхмалая подводная лодка Джевецкого Дозорный бронекатер с 37-мм пушкой Гочкиса Канонерки ГВИУ с горными пушками. Онежская флотилия, 1919 г. Торпедный катер типа ...