ИРАН. 1941-2004 гг.
Страница 15

Среди лозунгов, скандируемых демонстрантами, были: "Смерть партии Туде! Иностранных шпионов – выслать, коммунистических шпионов – повесить!" В тот же день генеральный прокурор Ирана Хуссейн Мусави Табризи официально объявил о роспуске партии "Туде". Через министерство иностранных дел Ирана советскому правительству было заявлено, что 18 сотрудников советского посольства в Тегеране в течение 48 часов должны покинуть страну .

Это была публичная политика между странами. Но была и неофициальная, связанная, в частности, с тайными поставками Ирану советского оружия.

Подробности одной из таких сделок стали известны из документов (накладных, страховых полисов, деловой переписки и т.п.), представленных газете "Нью-Йорк таймс" профессиональным торговцем оружия Жаном-Луи Ганцером. Согласно этим документам переговоры о ценах и условиях доставки советского оружия были начаты 17 марта 1986 года. 1 августа контракт на поставку "промышленного оборудования и запчастей" был подписан. Причем по документам, выданным северокорейским посольством в Вене, товар предназначался для КНДР. Вооружение было приобретено на советских складах в Варшаве, а посредниками сделки выступили швейцарская страховая компания "Вуппесаль" и фирма "Претор трейдинг лимитед", принадлежавшая западногерманскому бизнесмену Петеру Мулаку, проживавшему в США (Корал Гейблс, штат Флорида). Переброска же "промышленного оборудования" была осуществлена в Иран через Кипр на зафрахтованных в Израиле транспортных самолетах Ди-Си-9. Финансовые операции проводились через западногерманский "Дойче банк", швейцарский "Юнион банк" и английский "Коммерцбанк". Всего, по информации Жана-Луи Ганцера, в результате этой операции Ираном было закуплено 400 переносных зенитных ракет САМ-7 ("Стрела-2"), 100 пусковых установок, ракеты для противотанковых гранатометов и снаряды. Прибыль и комиссионные, по словам торговца оружием, составили огромную сумму: СССР получил за каждую ракету САМ-7 по 25 тысяч долларов, а иранцы заплатили за нее 43, 902 доллара. Часть денег ушла банкам, страховым компаниям и брокерам .

После смерти аятоллы Хомейни в 1989 году к власти пришел умеренный лидер Хашеми Рафсанджани, взявший курс на нейтралитет страны. Виюне 1989 года он побывал в Москве, а затем в Будапеште и Софии с предложениями об экономическом и военном сотрудничестве . В военной области оно было продолжено в первую очередь в вопросах подготовки кадров для вооруженных сил Ирана. На 1 января 1995 года число иранских военнослужащих в советских военных вузах составило 632 человека, из них 167 человек окончили вузы СВ, 100 человек – ПВО, 173 человека – ВВС и 192 -ВМФ . Увеличилось количество военных специалистов и непосредственно на территории Ирана. До 1991 года в иранских вооруженных силах побывал еще 141 советский военный специалист . Продолжилось сотрудничество и в области поставок Тегерану боевой техники и вооружения.

В начале марта 2001 года, во время официального визита иранского президента Мохаммада Хатами в Москву, был подписан новый российско-иранский договор об "основах взаимоотношений и принципах сотрудничества", охватывавший широкий спектр двусторонних отношений. В результате Россия фактически получила карт-бланш на "разработку" иранского рынка вооружений . По сообщению журнала "Эксперт", Тегеран планировал дополучить (в 1995 г., после подписания пресловутого меморандума Гора-Черномырдина, поставки были фактически заморожены) 570 танков Т-72С, свыше тысячи БМП-2, средства ПВО и значительное количество боеприпасов и запчастей к технике российского производства, а также дополнительно закупить российские вертолеты, ЗРК С-300ПМУ и другие комплексы ПВО, станции радиолокационного слежения, истребители Су-27 и МиГ-29, ракетные и десантные катера, корабельные ракеты и дизельные подводные лодки. Кроме этого, Иран собирался при помощи России организовать на своей территории производство танков Т-72С и БМП-2, приобретя при этом лицензионно-техническую документацию и технологическое оборудование, модернизировать береговую инфраструктуру для базирования российских подводных лодок класса "Кило" .

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16

Другое по теме

Основы аудита
Целью аудита согласно закона является выражение независимого мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. ...