Основные черты права ярко характеризует Салическая правда, являющаяся одной из древнейших и представляющая собой запись обычаев салических франков. Запись этих обычаев относят ко времени правления Хлодвига. В последующие годы ее содержание дополнялось. Текст Салической правды представляет собой разрозненную запись обычаев, сложившихся, в основном, еще до образования Франкского государства и обычаев, возникших при формировании классового общества и образовании государства. Ее содержание отражает социальный и правовой строй, характеризующий переход от первобытной общины к классовому обществу. Одна из основных ее задач - защита частной собственности, которая сменяла коллективную. Характерен для Салической правды формализм, требующий совершения правовых действий в строго установленной форме.
Об имущественном неравенстве свидетельствует появление статей о займе и долговых обязательствах. С появлением частной собственности возник институт наследования имущества и дарения.
В области обязательственных отношений Салическая правда располагала простыми формами сделок: купля-продажа, ссуда, заем, мена. Передача права собственности при сделках осуществлялась публично, а неисполнение обязательств влекло имущественную ответственность. Брак заключался в форме покупки женихом невесты. Запрещались браки между свободными и рабами. В случае заключения такого брака свободный человек становился рабом.
Основное внимание в Салической правде уделялось преступлениям и наказаниям. Под преступлением понималось причинение вреда личности, имуществу или нарушение королевского «мира». Под наказанием - возмещение вреда потерпевшему или членам его рода, уплата штрафа королю за нарушение королевского «мира». Для преступлений и наказаний по Салической правде характерна система штрафов, хотя сохраняются пережитки первобытнообщинного строя. Это расплата жизнью, в случае, если убийца не в состоянии уплатить штраф; участие родственников в уплате или получении штрафа за убийство, изгнание человека из общины в случае объявления его вне закона и запрет в принятии его другими. В том случае, где для раба предусматривалась казнь, свободный человек должен был уплатить штраф. Если раб убивал свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в качестве половины штрафа за убийство, а остальное платил его хозяин. Свободный человек, убивший раба, платил штраф в пользу его хозяина.
Салическая правда выделяла следующие виды преступлений:
· преступления против личности ( убийство, изнасилование, нанесение увечий, клевета, оскорбление, похищение свободных людей, посягательство на честь, достоинство и свободу);
· преступления против собственности (кража, грабеж, поджог, причинение вреда имуществу);
· преступление против порядка (неявка в суд, лжесвидетельство);
· нарушение предписаний короля.
Основным видом наказания, применявшимся к свободным людям был штраф. Он делился на две части, одна из которых предназначалась потерпевшему или его родственникам, другая - поступала в пользу государства. Предусматривалось также наказание в виде конфискации имущества. Смертная казнь и телесные наказания применялись только к рабам. Процесс по Салической правде носит обвинительный характер и предусматривает три вида доказательств: соприсяжничество, свидетельские показания и ордалии - «суд божий». Основным средством получения признания при обвинении рабов являлась пытка.
Рассматривая возникновение и развитие государства Франков, его общественный и государственной строй, систему органов власти, управления и основные черты права, можно сказать, что главной линией развития франкского общества являлось формирование и эволюция феодальных отношений, как следующей стадии развития общества после первобытнообщинного и рабовладельческого строя.
Другое по теме
Кровь и почва: Еврейская версия
Представление об арийской расе не пережило Третий рейх, а
«еврейская раса» странным образом продолжает идеологическое существование.
Д. Хмелевский
Расизм вовсе не обязательно декларировать как биологическое
превосходство одной ...