Афинское государство в V—IV вв. до н.э.
Страница 3

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан достигших 30 лет. К компетенции Совета относились воп­росы управления: осуществление дипломатических сно­шений с другими государствами, управление финансами. надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на

10

комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председа­теля Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятель­ности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избира­лись по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязан­ностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гелиэя была судом первой инстанции по делам о госу­дарственных преступлениях и о злоупотреблениях долж­ностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рас­смотренным другими судами. Она также осуществляла не­которые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Со­ртом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

в) принятие законопроекта народным собранием;

г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей. Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, по­дотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц .осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке — докимасии, во время ко­торой выяснялись их право на занятие должности, поли­тическая благонадежность и необходимые личные качества Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее боль­шинство должностей было коллегиальным.

Главными должностными лицами в Афинах были стра­теги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, изби­раемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средства­ми, отпущенными на содержание армии и флота, органи­зовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граж­дане не платили постоянных налогов, последние собира­лись только с метеков). К ним перешли и некоторые полно­мочия в области дипломатических сношений: они принима­ли капитуляцию противника, заключали перемирие. Кро­ме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия нео­тложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме

Как я отношусь к евреям?
Предвижу вопрос — а как сам автор относится к евреям?! Ты что — «за» или «против»?! Ты семит или антисемит?! Этот вопрос волнует всех «национально озабоченных» — и еврейских, и русских нацистов. Ответ простой: я не отношусь к е ...