Древняя Спарта
Страница 2

2. Илотов было много больше, чем спартанцев. Каждого спартанца во время военного похода сопровождало три легковооруженных илота, которые выполняли роль слуг. При этом часть илотов продолжала работать в сельском хозяйстве.

3. Поскольку многочисленные илоты жили отдельно от спартанцев и без над­зора, а к тому же говорили на одном языке, они представляли большую угрозу для Спарты. Чтобы предотвратить восстания илотов (которые все равно время от времени происходили) , спартанцы держали илотов в постоянном страхе . Периодически они устраивали на них настоящую охоту: подстере­гали и убивали.

4. Илоты не были рабами в полном смысле слова. Они работали на земле, часть урожая с которой брали себе; у них были собственные орудия труда; их нельзя было покупать и продавать. Положение илотов в какой-то мере напоминало положение лишенных средств производства работников храмо­вых и царских хозяйств на Древнем Востоке, хотя аналогия не полная.

5. Спартанские илоты не были исключением из общего правила. Подобные категории населения были также в Фессалии и на Крите.

6. В конце пятого и особенно в IV в до н.э., когда под влиянием мощно­го притока денежных средств в Спарту в результате победы Пелопоннесского союза в войне с Афинами общественно-государственный строй Спарты стал разлагаться, в Лаконике появилось некоторое количество обычных, покуп­ных рабов. Они использовались так же, как и большинство рабов в Греции-были домашними слугами.

7. Рабов в греческих полисах, особенно в Афинах было много, вероятно, лишь немногим меньше , чем граждан. Но так же, как и на Древнем Востоке, основой произ­водства они не были. В сельском хозяйстве работало зависимое население типа илотов или сами граждане . Ремеслом и торговлей занимались в основном свободные граждане и особенно метеки. И те и другие могли иметь в качестве помощников рабов. Но в основном рабы трудились на рудниках и являлись домашними слугами. Свободное сельскохозяйственное население Греции также использовало рабов, но опять-таки в качестве помощников.

В статье Ю.В.Андреева "Начальные этапы становления гречес­кого полиса// Город и государство в древних обществах.М.,1982. освещен процесс формирования основного структурообразующего элемента греческой (и в целом античной) цивилизации - полиса или города-госу­дарства. Проблема полиса и его кризиса является центральной в античной истории, поскольку античная цивилизация сущест­вовала как система полисов, а кризис и гибель этой цивили­зации представляет собой кризис и гибель полиса как формы организации политических, социально-экономических и культурных процессов. Что же представлял собой греческий полис?

В период расцвета греческой цивилизации полис представлял собой независимое миниатюрное государство (в V в.до н.э. в Афинах было при­мерно 90 тысяч граждан, 40 тысяч метеков и 70 тысяч рабов). Его центром был город в собственном смысле слова, то есть укрепленный населенный пункт, в котором были сосредоточены административные, религиозные и военные функции, притом значительная (не обязательно большая) часть на­селения непосредственно или при помощи своих рабов могла заниматься ремеслом и торговлей. К городу примыкала сельская округа в лице зависимых от города поселений. Большая часть населения такого государст­ва была сконцентрирована в городе в результате так называемого синойкизма - политической интеграции ряда первона­чальных (чаще всего, сельских, но иногда и городских) общин, сопровождавшейся переселением значительной части населения в один го­род. Поэтому полис представлял собой специфический тип общины. В отличие от других ее разновидностей (родовая, соседская) эта община су­ществовала как государство, то есть это гражданская община. Это был союз граждан, направленный, прежде всего, на защиту от внешних врагов. Но гражданская община выполняла и другие функции. Поскольку город пред­ставлял собой место поселения земельных собственников (чем бы они в го­роде ни занимались), принадлежность к общине давала право собственности на землю в полисе. Гражданин полиса был полноправным частным собствен­ником земли (исключение - Спарта), но если он терял гражданство, он те­рял и право собственности, то есть частная собственность на землю была обусловлена членством в общине - принадлежностью к числу граждан. Еще одна функция гражданской общины: она обеспечивала власть и господство над негражданами - метеками и рабами. Эта функция полиса была наиболее ярко выражена в Спарте, где постоянная необходимость держать в по­виновении илотов способствовала тому, что "община равных" имела военизированный характер. Социальную основу полиса сос­тавляли граждане среднего достатка, способные нести военную службу. В своем идеальном варианте полис выступал как республика свободных, самостоятельно обеспечивающих свое существование земельных собственни­ков. Поэтому рост имущественного неравенства среди граждан полиса, вызванный все большим развитием товарно-денежных отношений и от­части более широким использованием труда рабов в конце V - начале IV вв. до н.э. привел к размыванию среднего слоя - социальной опоры по­лиса и соответственно к кризису всей полисной системы.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме

Кто такие евреи?
— Эти черные дикари из Йемена еще называют себя евреями! А. Б. Файншмидт, профессор медицины из Красноярска — Израиль наводняется приблудными русскими, которые нагло называют себя евреями. Пур Йоло, раввин из Йемена Действит ...