Интересно, что евреев считали плохими солдатами в Австрии и Пруссии, притом уже много после того, как армии этих государств (без евреев) била армия Наполеона (в составе которой были и евреи).
Я готов допустить, что евреи и правда плохо воевали под знаменами прусских королей и австрийских императоров. Но почему? Странно, что никому не приходило в голову элементарное предположение, что евреи плохи как солдаты ровно по одной-единствен-ной причине — а есть ли им за что воевать?!
В конце концов, евреи и в Пруссии, и в Австрии были людьми особого еврейского народа ашкенази. Говорили они не на немецком, а на идиш, веками вели совершенно замкнутый образ жизни. Еврейские общины были государством в государстве, и евреи порой даже не очень представляли себе, кто из властителей этих стран ведет какие именно войны. Разумеется, у евреев не было решительно никаких причин воевать за чужие национальные государства, пусть даже они и жили на территории этих государств.
Стоит всерьез заинтересоваться вопросом, и выясняется очень любопытная деталь: по существу, европейцы очень несправедливы к евреям. Не предоставляя евреям никаких гражданских прав, они почему-то хотят, чтобы евреи блистали гражданскими добродетелями. Для Страны ашкенази и Австрия и Пруссия — это государства-оккупанты. Евреи — не граждане этих государств…
Но вот ведь какое дело: стоит евреям интегрироваться в национальное общество Пруссии или Австрии — и тут же исчезает их упорное нежелание служить в армии и воевать.
Австрийские евреи тоже относятся к восточной ветке — это «трофейные» польские евреи, оказавшиеся в составе Австро-Венгерской империи после разделов Польши. Это не особые «австрийские», а венгерские, польские, румынские, словацкие, чешские, закарпатские, украинские евреи.
Еще в середине XVIII века эрцгерцогиня Мария-Терезия изгоняла евреев из Праги и Вены: придворный священник убедил ее, что болезнь наследника престола происходит оттого, что христопродавцам позволено жить в христианском государстве, в Австрийской империи. Изгнание продолжалось всего несколько лет, да ведь каков прецедент…
Но в числе ближайших к Марии-Терезии придворных был выкрест — Иосеф фон Зонненфельдс, воспитатель и личный друг Иосифа II, который и наследовал Марии-Терезии. Он сделал не так уж и мало: ввел законодательство, запрещающее пытки, основал Национальный театр, стал президентом императорской Академии наук, заботился об артиллерийском парке, и при нем артиллерия в Австрии стала лучшей в Европе.
Взойдя на престол, его выученик Иосиф II издал Декрет о веротерпимости — в 1782 году. Евреи теперь могли жить вне гетто, не должны были носить отличительные знаки на одежде, могли учиться в гимназиях и университетах и заниматься в любых сферах производства, торговли и управления.
Евреи — подданные Австрийской империи призывались с того же, 1782 года и до 1918-го. Массового взрыва энтузиазма это не вызвало, но и массового дезертирства тоже. Развал армии как будто бы тоже не произошел.
Другое по теме
Как жил Хазарский каганат?
Во снах существую, и верю я,
И дышится легче, когда
Из Хайфы летит кавалерия,
Насквозь проходя города.
И. Губерман
Поскреби еврея — найдешь хазарина.
Археолог М. А. Артамонов, учитель
Л. И. Гумилева — а он специально изучил ...