БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КИТАЕ 1950-1953 ГГ.
Страница 1

В связи с начавшейся в конце июня 1950 года войной в Корее и фактической оккупацией американскими вооруженными силами Тайваня, положившими начало необъявленной войне США против КНР, актуальной задачей китайского руководства стало укрепление обороноспособности страны.

В соответствии с договором 1950 года СССР незамедлительно оказал КНР всевозможную помощь в развертывании оборонной промышленности, предоставил ей на льготных условиях кредиты, принял для обучения в СССР большие группы китайских военных, направил в КНР необходимое количество военных инструкторов и советников. Осенью 1950 г. во всех военных округах Китая были созданы учебные центры, представлявшие целые комплексы различных училищ. Таким центром, например, в Северокитайском военном округе служила 6-я высшая пехотная школа, находившаяся на юге провинции Хэбэй – в районе города Шицзячжуана . Она состояла из курсов усовершенствования и трех пехотных училищ, из которых одно в дальнейшем преобразовалось в военно-политическое.

Курсы усовершенствования размещались непосредственно в городе Шицзячжуане. Там готовились командиры батальонов из командиров рот и заместителей командиров батальонов, прибывавших из войск округа. Срок обучения для них определялся в один год. Следует заметить, что 85% преподавателей курсов прежде служили в гоминьдановской армии.

Осенью 1950 года на курсы прибыли два советских советника: полковник П.П. Дорогин – к начальнику курсов и подполковник В.Я. Шаповал – непосредственно в училище. Оба они окончили военные академии, участвовали в Великой Отечественной войне и продолжительное время преподавали тактику; первый – в Военной академии им. М.В. Фрунзе, второй – на курсах "Выстрел". В августе 1951 года полковник П.П. Дорогин по семейным обстоятельствам выехал из Китая, и на его место прибыл полковник Г.Л. Гринев , который до этого работал советником на юге Китая при пехотном училище в Фучжоу .

30-е военно-политическое училище, преобразованное в августе 1951 года из пехотного, размещалось также в Шицзячжуане и готовило политработников. 31-е пехотное училище дислоцировалось в маленьком городке Цисянь провинции Шанси, 32-е пехотное училище располагалось в Наньсинчжэне – к северо-востоку от Шицзячжуана. Училище готовило командиров взводов с двухгодичным обучением.

К северу от Пекина – в Бэйюане находилось 6-е артиллерийское училище. Оно готовило командиров взводов, батарей и политработников для артиллерийских частей. Несколько учебных заведений находилось в ведении начальника тыла округа. В них готовились финансовые и транспортные работники, а также врачи и фармацевты.

На территории Северокитайского военного округа размещались также несколько авиационных училищ и одно танковое, которые подчинялись командующим родами войск в центре. Аналогичные учебные структуры были созданы и в других военных округах. Так, уже в начале 1950-х годов была развернута подготовка кадров для ВВС в 18 училищах, высших летных учебных заведениях и одной академии. Создавались танковые, военно-морские, артиллерийские, военно-инженерные, ракетные училища, а затем и соответствующие военные академии. Во всех этих военных учебных заведениях работали советские советники и преподаватели, выполнявшие главную работу по разработке учебных программ, подготовке офицерских кадров и т.п. Например, опытный в вопросах подготовки кадров генерал-лейтенант Н.А. Веревкин-Рохальский, находившийся в качестве советника в Военной академии в Нанкине, созданной в 1950 году.

О трудностях, легших на плечи преподавательского состава учебных заведений, созданных в Китае, может свидетельствовать показатель грамотности военнослужащих НОА.

Так, количество малограмотных офицеров в китайской армии составляло 29% и совершенно неграмотных – 13%. При этом в полковом звене малограмотных офицеров насчитывалось не менее 10%, а среди младших офицеров число неграмотных и малограмотных достигало 40%. Среди офицерского состава НОА (по данным Политуправления Северокитайского округа за 1951 г.) высшее образование имели только 2%, среднее – 8% и незаконченное среднее – 21%. В солдатской же среде количество неграмотных и малограмотных составляло еще большую цифру – около 80% .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

Как я отношусь к евреям?
Предвижу вопрос — а как сам автор относится к евреям?! Ты что — «за» или «против»?! Ты семит или антисемит?! Этот вопрос волнует всех «национально озабоченных» — и еврейских, и русских нацистов. Ответ простой: я не отношусь к е ...