Канонерские лодки ГВИУ
Страница 7

Взамен бронекатера № 72 НКВД передало Амурской флотилии одну из двух собственных канонерских лодок (№ 308 или № 310), которую в Амурской флотилии переименовали в бронекатер № 75. Бронекатера же с № 72 во флотилии больше не было.

Во время службы на Амуре бывшие канлодки ГВИУ прошли капитальный ремонт, в ходе которого с них были сняты старые моторы и установлены моторы ГАМ-34БП мощностью 800 л. с Топливные баки вмещали 2 тонны бензина. Скорость катеров увеличилась с 12,5 узлов до 21 узла. Осадка увеличилась до 1 метра (по проекту — 0,61 м, на Днепре — 0,75 м).

К 9 августа 1945 г. в составе Амурской флотилии было четыре канлодки ГВИ — бронекатера № 71, 73, 74 и 75. Все они входили во 2-й отдельный дивизион бронекатеров Зее-Бурейской бригады.

В ночь с 9 на 10 августа 1-й и 2-й отряды бронекатеров Зее-Бурейской бригады совершили налет на город Сахалян, находившийся на маньчжурском берегу реки Амур, почти напротив Благовещенска. В 4 час 5 мин катера вышли из реки Зеи и, прижимаясь к нашему берегу, пошли вверх по течению. В 4 час 40 мин они дошли до порта Сахалян и открыли огонь. Пройдя немного вверх по течению, катера развернулись и пошли обратно по оси реки, продолжая вести огонь по Сахалину. Огнем бронекатеров было уничтожено несколько огневых точек, подожжен склад горючего, потоплено два катера и четыре шаланды. Потерь на наших бронекатерах не было. Лишь на бронекатере № 74 возник пожар от попадания зажигательной пули в бензобак, но вскоре пожар был потушен. В 5 час 30 мин все бронекатера благополучно вошли в устье реки Зеи.

10–13 августа бронекатера 2-го дивизиона участвовали в высадке десанта в районе Сахалина.

После окончания войны с Японией канлодки ГВИУ несколько лет несли службу на Амуре. 2 апреля 1951 г. вышел приказ об исключении их из списков флота.

Как видим, броневые суда Военного ведомства сыграли существенную роль в Гражданской войне. Можно поспорить, что от канонерок ГВИУ в Гражданскую войну было больше проку, чем от четырех балтийских дредноутов. Некоторые специалисты считали серьезными недостатками этих бронесудов малую скорость. В какой-то мере это оправдано для Онеги и Амура, но для рек центральной России типа Дона и Припяти их скорость вполне достаточна. По моему мнению, более серьезным недостатком было слабое артиллерийское вооружение кораблей. Большие бронекатера (канонерки ГВИУ) следовало вооружать башенными или щитовыми орудиями с углом возвышения не менее 60°.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Другое по теме

На перекрестке языков и культур
Цилин предок — не забудь! Он служил в аптеке. Он прошел великий путь Из евреев в греки. И. Губерман ...