Реформы Клисфена

Однако эти мероприятия требовали все возрастающих денежных средств, пополнение которых возлагалось на

богатых афинян, что в конце концов вызвало их недоволь­ство. При поддержке Спарты, опасавшейся усиления Афин, тирания была свергнута. Предпринятая вслед за этим по­пытка аристократии захватить власть закончилась неуда­чей. Опираясь на бедноту, богатая торгово-ремесленная вер­хушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфеном, изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми Реформами. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году До н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родо­вого строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени.

Аттика была разделена на 10 территориальных фил, Каждая из которых включала три находящиеся в разных Местах территории (триттии) — городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы, такая структура фил подрывала политические позиции Хмельной аристократии, так как на первых двух террито­риях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати, доступ к участию в политической позиции получили к те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный прин­цип деления населения.

Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учре­дил Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил полити­ческой жизнью Афин в период между созывами народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был со­здан еще один орган — коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной органи­зации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.

С целью предотвратить попытки аристократии рестав­рировать старые порядки при Клисфене в практику на­родных собраний была введена особая процедура, получив­шая название остракизма. Ежегодно созывалось народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди со­граждан таких лиц, которые являются опасными для госу­дарства. Если такие лица назывались, собрание созыва­лось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опа­сен. Осужденный большинством голосов удалялся за преде­лы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм, направленный вна­чале против родовой аристократии, использовался впос­ледствии в политической борьбе между различными груп­пировками, существовавшими в афинском обществе.

Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.

Зарождающаяся после Тесея дифференциация власт­ных функций приводит к организации органов их осуществления. В результате постепенно возникает специальный и постоянно действующий аппарат осуществления политической власти. Параллельно идет процесс приобретения этим аппаратом монополии на власть над обществом. Монополи­зация права на осуществление властных функций стано­вится легитимным правом на использование принуждения-

Политическая власть начинает осуществляться в форме государственной власти, становится государственной влас­тью аппарат ее осуществления — государственным ап­паратом.

Так, вслед за растянувшейся на века революцией в экономических отношениях происходила социальная рево­люция, а затем и революция политическая, завершившая­ся возникновением государства. Все они не были единовре­менными актами. Возникновение государства в Афинах со­провождалось ожесточенной борьбой между родовой арис­тократией и демосом, завершившейся победой демоса. В результате этой победы в Афинах возникло рабовладель­ческое государство в форме демократической республики.

Другое по теме

Зачем изучать историю?
Человек изначально, являясь существом любопытным, интересовался историей. И не важно, чья это история. История человека, государства, а может и всего мира. Ведь заглянуть в прошлое, поучиться ошибкам предков, получить уроки неуд ...