Возникновение национально-освободительного движения.

В конце ХVIII – начале Х1Х в. долгая и упорная борьба греческого народа за национальное освобождение приобрела широкий размах и качественно новое содержание. К этому времени в экономике Греции, в ее общественной жизни произошли существенные перемены, связанные с формированием капиталистического уклада в Западной и Центральной Европе. Обширные районы Греции начали втягиваться в сферу товарно-денежных отношений. Значительная часть производимого в стране зерна, табака, хлопка поступала на европейские рынки. Возросла экономическая роль города Салоники, ставшего крупнейшим портом не только Греции, но и всего Балканского региона. Расширение «пешней торговли создавало предпосылки для развития местного торгового капитала: в первые годы Х1Х в. в Пелопоннесе насчитывалось 50 греческих торговых фирм. Но общественные порядки в Греции препятствовали сколько-нибудь значительному развитию буржуазии. Как отмечал Ф. Энгельс, « .турецкое, как и любое другое восточное господство несовместимо с капиталистическим обществом; нажитая прибавочная стоимость ничем не гарантирована от хищных рук сатрапов и пашей; отсутствует первое основное условие буржуазной предпринимательской деятельности --- безопасность личности купца и его собственности» ".

В губительных условиях османского господства лишь торговая буржуазия Эгейского архипелага смогла превратиться в серьезную экономическую и политическую силу. В 1813 г. греческий торговый флот насчитывал 615 больших кораблей. Большая часть их плавала под русским флагом. Таким образом, используя проводившуюся царским правительством политику «покровительства» православному населению Балкан, греческие купцы получили существенные гарантии сохранения своей собственности[2].

Произошли изменения и в духовной жизни греческого общества. Последние де сятилетия ХV111 и первые десятилетия Х1Х в. вошли в историю греческой культуры как эпоха Просвещения. Это был период бурного подъема духовной жизни. Повсеместно основывались новые учебные за ведения, значительно расширилось книгопечатание на новогреческом языке. Появились крупные ученые, оригинальные мыслители, замечательные педагоги. Деятельность их, как правило, развертывалась вне пределов Греции – в России, Австрии, Франции, где обосновалось много греков переселенцев.

Зарубежные общины стали базой греческого национально-освободительного движения, возникшего в конце ХV11 в. под непосредственным воздействием Французской буржуазной революции. Для борьбы за освобождение Греции идеи революции впервые применил пламенный революционер и поэт Ригас Велестинлис. Он разработал политическую программу, предусматривавшую свержение османского ига объединенными усилиями балканских на родов. Но освободительный замысел Велестинлиса стал известен австрийской полиции. Греческого революционера арестовали и вместе с семью его сподвижниками выдали Порте. 24 июня 1798 г. отважные борцы за свободу были казнены в Белградской крепости.

Несмотря на этот тяжелый удар, движение за освобождение Греции продолжало набирать силу. В 1814 г. греческие переселенцы основали в Одессе тайное национально-освободительное общество «Филики Этерия» («Дружеское общество») . Через несколько лет организация приобрела многочисленных приверженцев в Греции и греческих зарубежных колониях. Основание «Филики Этерии» в России в немалой степени способствовало успеху ее деятельности. Хотя царское правительство не поощряло освободительные замыслы этеристов, самые широкие круги русского общества с сочувствием относились к борьбе греков за свое освобождение. В сознании греческого народа с первых веков османского господства жила надежда, что именно Россия, единоверная с греками страна, поможет им освободиться. Ожидания эти получили новую пищу, когда в апреле 1820 г. «Филики Этерию» возглавил служивший в русской армии в чине генерал майора видный греческий патриот Александр Ипсиланти. Под его руководством этеристы приступили к подготовке вооруженного восстания.

Другое по теме

Как жил Хазарский каганат?
Во снах существую, и верю я, И дышится легче, когда Из Хайфы летит кавалерия, Насквозь проходя города. И. Губерман Поскреби еврея — найдешь хазарина. Археолог М. А. Артамонов, учитель Л. И. Гумилева — а он специально изучил ...