Кроме того, для приведения зарвавшихся китайцев в чувство советским военным руководством была проведена показательная акция – танковые части имитировали несколько атак на китайские позиции (не нарушая границы). Для "закрепления урока" в конце февраля десантники 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (постоянная дислокация в г. Туле) под командованием генерал-майора Е. Подколзина провели учения в пустыне Гоби, буквально в нескольких метрах от монголо-китайской границы .
Профессиональные действия советских десантников наглядно показали китайцам, что преград им нет. Правда, демонстрация силы обошлась советской стороне дорого – погибло и было ранено более десяти человек.
Внесли в разрешение вьетнамо-китайского конфликта свой посильный вклад и советские Военно-морские силы.
Корабли Тихоокеанского флота находились на боевой службе в узловых районах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Еще в июне 1978 года после пограничных инцидентов на границе Вьетнама с Китаем крупное советское соединение, состоящее из двух крейсеров и двух эсминцев, провело учения в проливе Баши, между о.Тайвань и Филиппинами. В январе – феврале 1979 года советский крейсер и эсминец находились в Южно-Китайском море, чтобы продемонстрировать советскую поддержку Вьетнаму после информации, что Китай собирается "наказать" вьетнамцев. После начала войны к ним присоединялись и другие корабли, сформировавшие крупное соединение, в двадцатых числах февраля в эскадре было уже 13 советских военных кораблей в Южно-Китайском море, и они ожидали подхода новой группы кораблей во главе с крейсером "Адмирал Сенявин". В марте в эскадре уже насчитывалось 30 судов. В том числе: КРУ "Адмирал Сенявин" (с февраля по май), РКР "Адмирал Фокин" (капитан 2-го ранга А.Самофал), ВПК "Василий Чапаев", "Способный", "Строгий", ЭМ "Возбужденный" (капитан 2-го ранга Н.Иванов), СКР "Разящий" и другие.
Гидрограф ВМФ, капитан 2-го ранга В.Е. Глухов вспоминал: "Я был уже начальником штаба дивизиона, и меня назначили старшим за переход наших судов во Вьетнам. К походу мы подготовились за сутки, а через пять уже вошли в порт Дананг. Задача у нас была такая – срочно обеспечить заход советских боевых кораблей во вьетнамские порты. Определяли глубины, пути подхода, течения и так далее. Обследовали даже существующие причалы. А потом пошли на остров Камрань, где создавалась советская военно-морская база. Ударно работали месяц, ожидая подхода отряда боевых кораблей Тихоокеанского флота. Ветра были сильные, жаpa невыносимая. Море было горячим. Ребята-подводники говорили потом, что чувствовали себя, как в кипящей кастрюле. Я считаю, что благодаря оперативным действиям нашего Военно-морского флота война между Китаем и Вьетнамом стала небольшим военным эпизодом" .
Наши корабли были готовы не только демонстрационными действиями поддержать Вьетнам.
Как утверждает В.Е. Глухов: "Если б Китай начал развитие боевых действий, наши корабли вошли бы в Тонкинский залив. А там… там уже могли пойти в ход ракеты. И слава богу, что подобного не произошло" .
Соединение советских кораблей пребывало в Южно-Китайском море до апреля 1979 года. Результатом их действий было и то, что Южный военно-морской флот КНР не принимал участия в нападении, а ведь он насчитывал 300 кораблей, хотя большинство из них и составляли небольшие корабли береговой обороны. Кроме того, они обеспечивали безопасный переход и доставку грузов во Вьетнам, так как во время боевых действий в Хайфонском порту, который находился в 100- 250 км от линии фронта, находились под разгрузкой 5-6 советских теплоходов, доставивших военное оборудование, в том числе ракеты и радары. Кроме них тут были и суда других социалистических стран – Польши, ГДР и Болгарии. В марте среди прочих в Хайфоне разгружались "Георгий Чичерин", "Валерий Межлаук", "Бела Кун". Причем разгрузка судов осуществлялась также советскими гражданами. В портах Хайфон и Сайгон более 3 месяцев в 1979 году работала большая группа докеров из Владивостока, Находки, Корсакова и Ванина под руководством начальника Находкинского порта Г.И. Пикуса, доставленная на теплоходе "Ольга Андровская". Они отработали 26 судов и перегрузили более 100 тысяч тонн грузов.
Другое по теме
Афинская демократическая республика
Территорию Аттики (область
Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II
тысячелетия до н.э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание,
совет старейшин и выборного в ...