В конце 1959 года Пекин, готовившийся торжественно отметить 10-летис провозглашения КНР, обратился к руководству СССР с просьбой об оказании помощи в организации противовоздушного прикрытия столицы. Эта просьба была аргументирована тем, что самолеты-разведчики Чан Кайши под непосредственным патронажем США беспрепятственно совершали полеты в воздушном пространстве Китая. Советское правительство откликнулось на просьбу китайского руководства и передало ему пять огневых комплексов С-75 "Двина" и один технический дивизион. Для обслуживания этих комплексов советскими специалистами в апреле – мае 1959 года была обучена группа китайских военнослужащих. Однако навыков боевого применения ЗРК они в то время не имели. В связи с этим по очередной просьбе Пекина в страну была в срочном порядке направлена группа военных специалистов по боевому применению С-75 в составе полковника В.Д. Слюсара и двух инженеров – подполковников Александра Пецко и Юрия Галкина. Старшим группы советских военных специалистов в Китае в это время был генерал-полковник артиллерии Николай Михайлович Хлебников, бывший в годы Гражданской войны в России начальником артиллерии в дивизии В.И.Чапаева.
Первый "праздничный" полет тайваньского самолета-разведчика был зафиксирован 5 октября около 6.00. Нарушитель пересек береговую черту в провинции Фуцзян и, не долетев до Пекина 500-600 километров, развернулся в районе Шанхая и ушел на Тайвань. Попытки китайских истребителей перехватить нарушителя не увенчались успехом. 7 октября тайваньский самолет-разведчик вновь нарушил воздушное пространство Китая и на высоте, недосягаемой для истребителей, направился в сторону Пекина. О сложившейся в воздухе ситуации было доложено командующему ВВС и ПВО, а затем министру обороны Китая маршалу Линь Бяо. Тот отдал распоряжение: "Если есть полная гарантия уничтожения самолета противника, огонь открыть, если нет – огня не открывать". После короткого колебания полковник В.Д. Слюсар доложил министру обороны, что уверенность есть, и получил "добро" на уничтожение нарушителя. Сбитый самолет оказался двухмоторным дальним разведчиком РБ-57Д американского производства. Поражение самолета было столь сильное, что он развалился на части еще в воздухе, вследствие чего отдельные его элементы разлетелись в радиусе 5-6 километров. Летчик был убит осколком ракеты.
9 октября агентство "Синьхуа" распространило сообщение: "7 октября в первой половине дня один чанкайшистский самолет-разведчик американского производства типа РБ-57Д с провокационными целями вторгся в воздушное пространство над районами Северного Китая и был сбит военно-воздушными силами Народно-освободительной армии Китая". Как и каким оружием – из соображений секретности, – не уточнялось.
Эффективность советского ЗРК была по достоинству оценена китайским военным и политическим руководством. Пекин обратился в Москву с просьбой о развертывании С-75 вокруг ряда других административно-промышленных объектов страны и поручить разработку рекомендаций по их прикрытию с воздуха полковнику В.Д. Слюсару. Просьба была удовлетворена. До декабря 1959 года группа советских специалистов произвела расчеты и выработала рекомендации по организации противовоздушной обороны комплексами С-75 городов Шанхай, Кантон, Ухань, Аньшань, Мукден и Сиань .
Сбитый над Китаем чанкайшистский самолет-разведчик был одной из последних совместных "акций" советских и китайских военных. 16 июля 1960 года советник-посланник Н.Г.Судариков по поручению Москвы вручил заместителю министра иностранных дел КНР Чжан Хань-фу ноту о решении советского правительства об отзыве советских специалистов из Китайской Народной Республики. Начался новый этап во взаимоотношениях между двумя "социалистическими" странами. Однако "первые кирпичики" этого "нового этапа" – пути от сотрудничества к конфронтации были заложены ранее.
Другое по теме
Все мы — только «потомки»
Не то беда, что ты поляк.
Мицкевич лях. Костюшко лях.
Пожалуй, будь себе татарин,
И в том не вижу я стыда.
Будь жид — и это не беда.
Беда, что ты — Видок Фиглярин.
А. С. Пушкин ...